Удар по империи Google

0
419

Уже ни для кого не секрет, что каждый раз, когда вы открываете свой браузер и вбиваете адрес любого сайта, автоматически запускаются гигантские механизмы слежки. Исключение составляют лишь темные и глубокие сети.

Кто же следит за вами? Это рекламные агентства, коммерческие компании и даже спецслужбы. С помощью настроек браузера (так называемый способ фингерпринтинга) вас определяют как отдельного уникального пользователя. Далее изучается поведение, интересы, предпочтения, возможности. Результат – вам подают «правильно приготовленную» персонифицированную рекламу.

Да, есть эффект «баннерной слепоты», когда попросту перестаешь замечать предлагаемую рекламу. Или же, до недавно единственный радикальный способ, – установка блокирующих рекламу расширений. Однако, впервые в истории интернета тройка бунтарей предложила не пассивный способ защиты, а активное нападение на системы изучения поведенческих факторов.

Три энтузиаста без офиса и инвестиций запустили AdNauseam. Это расширение для браузера. Оно работает в фоновом режиме. Вместо привычного сокрытия рекламы, AdNauseam «кликает» на всех рекламных сообщениях. Зачем? Пока вы работаете, скрипт тысячами кликов атакует все, что может быть определено, как реклама.

AdNauseam – в переводе с латыни «с отвращением»

Под таким потоком «скликивания» падают алгоритмы, работающие над созданием психологических и поведенческих портретов. Предсказать ваш интерес к товарам и услугам становится сложнее. В итоге вы станете неинтересными для рекламодателей. Даже сто таких «сумасшедших» браузеров создадут ощутимую нагрузку отслеживающих алгоритмов, а тысяча и вовсе способна сломать. Только представьте, на что будут способны пользователи, спонтанно объединившись.

Кстати, прототип AdNauseam описан профессором Нью-Йоркского университета Хелен Ниссенбаум в книге «Затемнение». Она же и выступила в роли соавтора расширения.

AdNauseam представили 2014 году и до 2017 года оно было доступно в браузере Chrome. Теперь же AdNauseam попало под пристальное внимание СМИ из-за исключения из Chrome Web Store по инициативе Google. Все установленные версии также автоматически были деактивированы. Правда, на GitHub есть инструкции как установить расширение в обход Google да и AdNauseam пока еще доступен для Firefox и Opera.

На вопрос разработчиков о том, по какой причине AdNauseam был удален из Chrome, в Web Store ответили так: «Ваша запись не соответствует следующим секциям нашей политики: расширение должно иметь единую цель, понятную пользователям. Не создавайте расширение, которое принуждает пользователей принимать ряд несоответствующих функций, таких как уведомления по email и агрегатор новостных заголовков». Более того, кликанье по всем без исключения ссылкам, может расцениваться как спам, а цель расширения – сфальсифицировать предпочтения пользователя – введение в заблуждение. Да, да, эти пункты и противоречат политике Google.

Большинству же более понятна другая версия – расширение могло попасть в бан из-за конфликта интересов: Google увидел в AdNauseam угрозу для своей бизнес-модели. Разница между «политикой Google» и «интересами Google» очевидна.

 

Google – это капитал 80 миллиардов долларов; всемирная поисковая машина, YouTube, Android, сервисы Maps и Earth обеспечивают ей фактически контроль над интернетом; добавьте к этому потоки рекламы, почту gmail, миллиарды пользователей, 54 тысячи сотрудников и знаменитый офис в Калифорнии.

AdNauseam – это три человека, у которых даже офиса нет: профессор Хелен Ниссенбаум работает в Нью-Йорке, разработчик Дэн Хоув то в Нью-Йорке, то в Гонконге, дизайнер Цур-Авив в Тель-Авиве.

ПОДЕЛИТЬСЯ