Програма передач: от ручки до робота

0
950

Какую коробку передач выбрать, покупая автомобиль? Вопрос важен, ведь от него многое зависит: динамика, комфорт, расход топлива. Попробуем разобраться.

НЕСТАРЕЮЩАЯ КЛАССИКА

Гидромеханические «автоматы» прижились в автомобилях уже давно — впервые их начала серийно устанавливать компания General Motors еще в 1940 г.

По своей сути конструкция осталась прежней: это планетарная коробка передач с автоматическим переключением, а функции сцепления в ней выполняет гидротрансформатор. Однако прогресс внес в ее устройство немало изменений.

Прежние механические и гидравлические клапаны и исполнительные механизмы стали заменять управляемыми компьютером соленоидами. Это позволило сделать переключения еще более плавными и комфортными, улучшить экономичность за счет повышения эффективности работы трансмиссии.

Заметно увеличилось и число передач. Сегодня никого не удивишь и 6 – 8 диапазонной коробкой.

Достоинства такой коробки: мягкие и плавные переключения, отсутствие отката при трогании с места на уклоне, защищенность двигателя и деталей трансмиссии от перегрузок, внушительный ресурс.

Недостатки: дороговизна, сложность ремонта и внушительный вес узла. Но главная претензия к классическим «автоматам» — повышенный расход топлива. Да и по динамике автомобиль с такой коробкой, как правило, проигрывает своему собрату с «механикой».

Я — РОБОТ

По сути, роботизированная КП мало чем отличается от механической, вот только переключения в ней производят специальные сервоприводы. Самые простые из роботов незамысловаты и похожи на «механику”: то же сухое однодисковое сцепление, те же шестерни.

Добавляются только электрические исполнительные механизмы и компьютерный блок управления. Ну а самыми «навороченными» сегодня являются так называемые преселективные коробки.

Они, по сути, состоят из двух самостоятельных модулей — один отвечает за нечетные передачи, другой — за четные, причем каждый из сегментов имеет собственное сцепление.

Несмотря на сложность, у такой конструкции есть огромное достоинство: благодаря сдвоенной конструкции она всегда «держит наготове» следующую передачу. Поэтому переключения происходят фантастически быстро, практически без разрыва потока мощности.

Достоинства: небольшой вес, умеренная цена, отличные показатели по экономичности.

Недостатки: недорогие модели грешат ощутимыми задержками, рывками и толчками при переключениях.

Да и ресурс у них невелик — сервоприводы довольно часто выходят из строя.

ЛЕСТНИЦА БЕЗ СТУПЕНЕЙ

Инженеры долгое время игнорировали бесступенчатый вариатор — его запатентовали еще в 1897 г. Лишь в 80-х годах прошлого века они смогли довести его до ума. По своему устройству вариатор отличается от других коробок.

В нем нет привычных шестерен, вместо них изменение передаточного числа осуществляется двумя шкивами с раздвижными коническими половинками, соединенными между собой стальным ремнем. Если половинки ведущего шкива максимально раздвинуты, а ведомого сдвинуты, коробка обеспечивает низшую передачу, а когда наоборот — высшую.

Всеми этими процессами управляет компьютер, а перемещение половинок шкивов осуществляют сервоприводы.

Достоинства: к ним можно отнести и высокую экономичность, и ровный, плавный разгон, и относительную простоту и дешевизну.

Недостатки: большинство вариаторов не могут «переварить» крутящий момент мощных моторов. Спаренный с такой коробкой двигатель постоянно работает в зоне максимальной эффективности, то есть на достаточно высоких оборотах.

Это утомляет и ухо, и двигатель.

ПАРА СОВЕТОВ

Если для вас комфорт важнее динамики и повышенного расхода топлива, то лучше отдать предпочтение гидромеханическому «автомату».

В случае же повышенного желания сэкономить посоветовали внимательнее присмотреться к вариатору.

Покупка автомобиля с «роботом», возможно, заставит вас позже пожалеть о своем выборе.

 

Статья опубликована в «Метро Плюс» №19 от 02 июня 2014 г.:
ПОДЕЛИТЬСЯ