Кто мутит воду в ProZorro

0
699

Электронная система публичных закупок “ProZorro ” , созданная в 2014 году, сейчас позиционирует себя, как единственный надежный и правильный инструмент для электронной торговли. Обещания безопасности, отсутствии коррупции, равных возможностях для бизнесменов вех мастей,счетчики сэкономленных денег так и пестрят на сайте государственного предприятия.

Но так ли все хорошо конкретно на деле? Начнем, пожалуй, с пункта экономии — наиболее актуальной для Украины проблемы.

Система экономит за счет онлайн аукциона. Тендер выигрывает участник, который предложит самую низкую стоимость. В итоге заказчик не переплачивает, государство экономит деньги. “Вот и отлично!” — сказал бы человек, ничего не понимающий в бизнесе. В этой ситуации начинает действовать правило цены-качества. Не редкий случай, когда участник, который выиграл тендер, указав самую низкую сумму, оказывается малоизвестной, никем непроверенной компанией, которая в итоге неспособна справиться финансово, практически или же совсем не подходит под условия, прописанные заказчиком. Именитые компании, с многолетним стажем, которые указали цену выше остаются ни с чем.

Сторонники “ProZorro” скажут, что на этот случай предусмотрено правило, которое гласит, что если победитель не подходит по каким-либо критерием или подписания договора не состоялось, то сделка заключается со следующим участником, указавшим самую низкую цену.

Тут всплывает следующий аспект, который тормозит весь процесс в какой-то геометрической прогрессии. Как известно договор заключается в течении 10 дней, никак не раньше. Допустим, что первый участник слился по стечению 10 дней, второй участник, при условии полного согласия с двух сторон, подпишет договор еще только через 10 дней. В итоге почти месяц волокиты без конкретных результатов.

Следовательно, качество предоставляемых услуг проедает по всем параметрам. Ситуация усугубляется полной анонимностью участником и невозможностью заказчика указывать точные данные в допороговых торгах.

Интересная фраза прозвучала в ответе менеджера реформы госзакупок на вопрос о том, как так получается, что заказчик может выбрать участника, который предложил стоимость больше. Дословный ответ: “Это не схема. Это проблема рынка, что нет других предложений, других поставщиков, которые хотели бы посоревноваться за этот заказ.

Но насколько мы знаем система “ProZorro” и создавалась для того, что бы помочь малому бизнесу и предоставить шансы начинающим компаниям. Почему реформаторы мыслят взаимоисключающими параграфами — непонятно.

Следующий пункт – прозрачность. Она достигается благодаря полной анонимности участников, сохранению всех документов и редактирований и возможностью присутствия третьей стороны во время аукциона.

Но и здесь не все так гладко. До сих пор непонятно, каким образом новая система помешает договориться потенциальному заказчику и исполнителю оффлайн. Если в онлайне безопасность предусмотрена, то вне просторов интернета коррупцию никто не отменял. Например, заказчик может выставить нечеловеческие условия, которые будут подходить только для “нужного” подрядчика. Так же по правилам аукциона участник, который подал самую низкую стоимость в начальной заявке “ходит” последним, при этом видит, какую цену ставят его предыдущие конкуренты. Итого вся прозрачность подвластна только одному участнику, что не есть честно. Определенной схемой может служить и то, что заказчик может поочередно откидывать неугодных ему исполнителей, таким образом добравшись до “своих”. К нейтральным недочетам, которые не входят в основные пункты следует добавить, что представители бизнеса сетуют, что существуют недобропорядочные подрядчики. Это качество проявляется в двух аспектах:

1) существует ряд фирм, компаний, которые специально занижали цену, выигрывали тендер, тянули до последнего с договором, а потом просто отказывались от него, таким образом, саботируя работу системы и устраняя конкурентов

2) ряд компаний, которые просто не смогли выполнить условия или же столкнулись с финансовым недочетом

Недовольство проявляется в том, что система не имеет так называемого black list, списка, в который входили бы компании, которые не смогли по тем или иным причинам справиться с поставленной задачей.

“ProZorro” не имеет функции бана. В редких случаях система может кикнуть участника за демпинг.

Очень большой ажиотаж вокруг системы. В итоге “ProZorro” далека от идеала, есть проседания по всем параметрам, лазейки существуют, а вопрос коррупции оффлайн не теряет актуальность, государственное предприятия еще не достигло поставленных задач на все 100%, как заявляют некоторые издания. Поэтому, нужно искать альтернативные варианты, не позволяя одному ресурсу становиться монополистом.

ПОДЕЛИТЬСЯ