Как не испортить здоровье школьнику?

0
1319

 

Школа – необходимый и важный этап в жизни ребенка и его родителей. При этом очень часто в погоне за успеваемостью самое ценное – здоровье школьника – отходит на второй план. Чтобы не совершать эту ошибку, нужно с самого начала правильно расставить приоритеты.

Адаптация – залог здоровья

Сложный процесс адаптации подвергает риску как психическое, так и физическое здоровье. Если у ребенка нет желания учиться и посещать школу, низкая успеваемость или, что еще важнее, частые болезни, возможно, тому есть причины в самой школе. Учителя и  врачи часто не видят связи между болезненностью ребенка и его нежеланием посещать школу. А зря. Не считая действительно серьезных случаев, именно этот  психологический барьер  зачастую становится причиной недомоганий ребенка. Что это может быть?

«Со мной никто не дружит!». Как правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие достаточно опыта вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников и ребёнок чувствует себя «не в своей тарелке».

Что делать? Договоритесь с родителями одноклассников и устройте у себя дома детский праздник. На своей территории ребенок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведет друзей.

«Учитель злой!». Осторожно расспросите ребенка: в чем конкретно проявляется «злость» учителя? Ни в коем случае учитель не должен сравнивать ребёнка с другими детьми: «Вот, Катя может писать букву «о» ровно, а тебе не дано». Учитель не должен стыдить и критиковать ребёнка, тем более обзывать. К сожалению, такие случаи – далеко не исключение.

Что делать? Если ребенок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, кричит на него, значит, это повод вмешаться и серьёзно поговорить с учителем. Такие вещи нельзя оставлять «на самотёк». Ведь от первого учителя зависит то, какое отношение к школе сформируется у ребёнка в будущем. Конечно же, не нужно вступать в конфликт, но обязательно рассказать учителю, что ребенку очень дискомфортно, что ребёнок очень переживает. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» – ведь ему с вами еще 3 года вместе работать.

Возможен и обратный вариант: ребенок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у ребёнка никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринимать учителя как «злого». Придется объяснить ребёнку, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребенку только добра. Причем, вероятнее всего, объяснять это нужно будет не один раз, мягко и с пониманием чувств ребёнка.

«Мне скучно!». Все более распространенной становится ситуация, когда ребенок приходит в школу, а ему там неинтересно. Потому что он все знает.

Что делать? Если ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть», необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Вряд ли учитель захочет заниматься с одаренным ребенком по специальной программе, но может нагрузить ребенка дополнительными социальными обязанностями.

Если малыш не понимает материал или у него что-то не получается, родители должны разобраться, что не понятно ребёнку, в чём он испытывает сложность. Нужно обязательно поговорить с учителем и, возможно, договориться о нескольких индивидуальных занятиях.

И помните, чтобы максимально смягчить адаптационный период, необходимо соблюдать единые требования к режиму дня в школе и семье, беседовать с малышом о школе,  совместно готовить домашние задания, периодически общаться с педагогом на предмет психологического комфорта ребенка на уроках, переменах, в коллективе.

Какие заболевания появляются у детей в школе

С увеличением нагрузки, будет увеличиваться количество возможных факторов риска для здоровья.

Спина и суставы. Сколиозы, кифозы и другие нарушения осанки, а также болезни суставов – цена, которую платят современные школьники за тяжелые рюкзаки с учебниками, малоподвижный и образ жизни.

Нарушения зрения. Уже в возрасте 14-15 лет каждый третий школьник имеет проблемы со зрением. Этому способствуют большие зрительные нагрузки, неправильная посадка ребенка за столом или партой, недостаточная освещенность рабочего места, чрезмерное увлечение компьютером, играми на мобильном телефон, особенно в транспорте, чтение лежа и т.д.

Проблемы с желудочно-кишечным трактом. Школьные столовые, как правило, предлагают  удобоваримое меню по приемлемым ценам. Однако далеко не все дети, находясь без присмотра родителей,  захотят правильно питаться, покупая первое, второе и третье блюда. Особенно это касается школьников средних и старших классов. Чаще всего их рацион ограничивается в лучшем случае бутербродами, булочками или печеньем, в худшем будут чипсы и сухарики.

Анемия, вегето-сосудистая дистония и нервные заболевания. Наиболее часты в период полового созревания и изменения гормонального фона. Но такие причины как недостаточное пребывание на свежем воздухе, умственные нагрузки и нервное истощение – все это присуще школьникам любого возраста.

Профилактика

Не стоит надеяться только на учителей, родители в первую очередь должны заниматься детьми. Вот советы по профилактике «школьных» болезней:

  • Режим дня, по возможности, должен совпадать в семье и школе.
  • Правильно организовать рабочее место школьника. Специально выделенный стол и стул  должны соответствовать росту, а свет от окна, настольной лампы – падать слева.
  • Родители должны приучить ребенка правильно, ровно сидеть за столом.
  • Ограничить времяпровождение ребенка за компьютером и играми на мобильном телефоне; не читать лежа или в движущемся транспорте.
  • Больше бывать на свежем воздухе, вести активный образ жизни, заниматься спортом.
  • По возможности, приучить ребенка к здоровой пище – это во многом зависит от семейных традиций.
ПОДЕЛИТЬСЯ